Славянские поверия о доме
Страница 1 из 1
Славянские поверия о доме
ПЕРЕБИРАЯСЬ В НОВЫЙ ДОМ ,
СТАРЫЙ ВЕНИК С СОБОЙ НЕСИ
Это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой.
Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости.
С одной стороны, веник и метла – излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог – и готово!).
С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
НЕ СВИСТИ В ДОМЕ – ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ
Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет. К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист – забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги, добро.
Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
МЫТЬ ИЛИ ПОДМЕТАТЬ ПОЛ СРАЗУ ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА БЛИЗКОГО ИЛИ ГОСТЯ –
ВСЕ РАВНО , ЧТО ВЫМЫВАТЬ, ВЫМЕТАТЬ ЕГО ИЗ ДОМУ
Поверье, суть которого – в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).
ЗАБЫТЬ КАКУЮ-ЛИБО ВЕЩЬ
В ЧУЖОМ ДОМЕ
К скорому возвращению туда – Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время – телефон, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.
ВЫПАЛ КИРПИЧ ИЗ ПЕЧИ – ДОБРА НЕ ЖДИ
Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа – это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы).
Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.
ЗДОРОВАТЬСЯ И ПРОЩАТЬСЯ НА ПОРОГЕ
– К ССОРЕ
Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) – мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.
ВЕНИК ДОЛЖЕН СТОЯТЬ В УГЛУ
РУЧКОЙ ВНИЗ :
это спасает от злого глаза
Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник – и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь.
Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
ХРАНИТЬ РАЗБИТУЮ ПОСУДУ
– К НЕСЧАСТЬЮ
Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться.
И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется – к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.
ДВЕРИ НАЧАЛИ СКРИПЕТЬ
– К НЕПРИЯТНОСТЯМ
Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь – не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что её скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».
НЕ СИДИ НА ПОРОГЕ – ЗАБОЛЕЕШЬ
О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести
Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это – излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку – тогда и порчу не почему будет наводить.
ВЕЧЕРОМ МУСОР НЕ ВЫБРАСЫВАЙ :
К ПОТЕРЯМ
Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор – пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток.
По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.
ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ДОМ ОТ КОЛДУНОВ И ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ
надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу
Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
ВЪЕХАЛ В НОВЫЙ ДОМ
– ПОТОЛОК ЦЕЛЫЙ ГОД БЕЛИТЬ НЕ НАДО
В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).
НЕ СИДИ, ДЕВИЦА , НА ПОДОКОННИКЕ – ЗАМУЖ НЕ ВЫЙДЕШЬ
Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых – испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.
В ОДИН ДЕНЬ ДВУМЯ ВЕНИКАМИ НЕ МЕТИ : БОГАТСТВО РАЗМЕТЕШЬ
Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.
ЕСЛИ В ДОМЕ ПОДМЕТАТЬ ВЕНИКОМ ИЗ ПОЛЫНИ , НЕЧИСТАЯ СИЛА НЕ ЗАВЕДЁТСЯ
В основе поверья – отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь
Мести к порогу – значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое – хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
ЗАГУДЕЛО В ПЕЧНОЙ ТРУБЕ – ДУША ПОКОЙНИКА МУЧАЕТСЯ
Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, – чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».
ПЕРЕДНИЙ УГОЛ В ДОМЕ ТРЕЩИТ – НЕСДОБРОВАТЬ ХОЗЯИНУ
Угол для славян – не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда – окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор.
Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки – треск, стук, – доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья – в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать – не только хозяину, но и всем домочадцам.
ПЕТУХ ГОЛОВОЙ ЗАТРЯС – БЫТЬ БЕДЕ
Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух.
Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, – однозначно. И суеверие – повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.
СТУК В ДОМЕ БЕЗ ПРИЧИНЫ
– К ЧЬЕЙ-ЛИБО СМЕРТИ
Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.
ВЫМЕСТИ СОР ИЗ ДОМА , ГДЕ ПОКОЙНИК ЛЕЖИТ , ДО ЕГО ВЫНОСА – ЗНАЧИТ ВСЕХ ЖИВЫХ ИЗ ДОМА ВЫМЕСТИ
– Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть её уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.
СТАРЫЙ ВЕНИК С СОБОЙ НЕСИ
Это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой.
Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости.
С одной стороны, веник и метла – излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог – и готово!).
С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
НЕ СВИСТИ В ДОМЕ – ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ
Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет. К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист – забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги, добро.
Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
МЫТЬ ИЛИ ПОДМЕТАТЬ ПОЛ СРАЗУ ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА БЛИЗКОГО ИЛИ ГОСТЯ –
ВСЕ РАВНО , ЧТО ВЫМЫВАТЬ, ВЫМЕТАТЬ ЕГО ИЗ ДОМУ
Поверье, суть которого – в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).
ЗАБЫТЬ КАКУЮ-ЛИБО ВЕЩЬ
В ЧУЖОМ ДОМЕ
К скорому возвращению туда – Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время – телефон, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.
ВЫПАЛ КИРПИЧ ИЗ ПЕЧИ – ДОБРА НЕ ЖДИ
Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа – это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы).
Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.
ЗДОРОВАТЬСЯ И ПРОЩАТЬСЯ НА ПОРОГЕ
– К ССОРЕ
Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) – мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.
ВЕНИК ДОЛЖЕН СТОЯТЬ В УГЛУ
РУЧКОЙ ВНИЗ :
это спасает от злого глаза
Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник – и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь.
Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
ХРАНИТЬ РАЗБИТУЮ ПОСУДУ
– К НЕСЧАСТЬЮ
Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться.
И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется – к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.
ДВЕРИ НАЧАЛИ СКРИПЕТЬ
– К НЕПРИЯТНОСТЯМ
Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь – не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что её скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».
НЕ СИДИ НА ПОРОГЕ – ЗАБОЛЕЕШЬ
О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести
Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это – излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку – тогда и порчу не почему будет наводить.
ВЕЧЕРОМ МУСОР НЕ ВЫБРАСЫВАЙ :
К ПОТЕРЯМ
Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор – пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток.
По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.
ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ДОМ ОТ КОЛДУНОВ И ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ
надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу
Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
ВЪЕХАЛ В НОВЫЙ ДОМ
– ПОТОЛОК ЦЕЛЫЙ ГОД БЕЛИТЬ НЕ НАДО
В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).
НЕ СИДИ, ДЕВИЦА , НА ПОДОКОННИКЕ – ЗАМУЖ НЕ ВЫЙДЕШЬ
Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых – испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.
В ОДИН ДЕНЬ ДВУМЯ ВЕНИКАМИ НЕ МЕТИ : БОГАТСТВО РАЗМЕТЕШЬ
Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.
ЕСЛИ В ДОМЕ ПОДМЕТАТЬ ВЕНИКОМ ИЗ ПОЛЫНИ , НЕЧИСТАЯ СИЛА НЕ ЗАВЕДЁТСЯ
В основе поверья – отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь
Мести к порогу – значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое – хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
ЗАГУДЕЛО В ПЕЧНОЙ ТРУБЕ – ДУША ПОКОЙНИКА МУЧАЕТСЯ
Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, – чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».
ПЕРЕДНИЙ УГОЛ В ДОМЕ ТРЕЩИТ – НЕСДОБРОВАТЬ ХОЗЯИНУ
Угол для славян – не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда – окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор.
Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки – треск, стук, – доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья – в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать – не только хозяину, но и всем домочадцам.
ПЕТУХ ГОЛОВОЙ ЗАТРЯС – БЫТЬ БЕДЕ
Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух.
Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, – однозначно. И суеверие – повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.
СТУК В ДОМЕ БЕЗ ПРИЧИНЫ
– К ЧЬЕЙ-ЛИБО СМЕРТИ
Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.
ВЫМЕСТИ СОР ИЗ ДОМА , ГДЕ ПОКОЙНИК ЛЕЖИТ , ДО ЕГО ВЫНОСА – ЗНАЧИТ ВСЕХ ЖИВЫХ ИЗ ДОМА ВЫМЕСТИ
– Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть её уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.
Angelina- Сообщения : 7410
Дата регистрации : 2015-08-15
Возраст : 48
Re: Славянские поверия о доме
Талисманы и обереги древних славян
Гвозди, забитые в раму - от непрошенных гостей.
Рога - мощный оберег для семьи и дома.
Конский череп - оберег от бед и недугов, происходит от коня - символа солнца.
Куриный бог - камень со сквозным отверстием. Вешали на шнурке в курятнике, чтобы куры были сохранны.
Нож - от злых духов. Использовался для защиты младенцев, беременных, только что родивших и жениха с невестой. Нож клали в колыбель для защиты, когда мать выходила из дома, или во время похорон, чтобы смерть не подошла к ребёнку. Мать сидела на ноже во время кормления грудью. Кум и кума, прежде чем крестить младенца, переступали через нож. Через нож процеживали молоко, чтобы ведьмы корову не сосали. Считалось, что ведьма, когда хочет молока, втыкает нож в соху и молоко бежит с него струёй. Ножом делали обряды на сохранение скота. Если заблудилась корова, знахарь шёл в лес, находил самое облиственное дерево и произносил заговор. Затем вбивал нож в дерево. На утро гадали - если нож чистый, то скотина жива и стоит на месте. Вокруг хлева до восхода солнца обегали 3 раза голышом, взяв под левую руку нож или косу, а затем забивали его в стену. Символ железной стены до неба, а нож - замок. В стол во время большого праздника снизу втыкали нож - чтобы гости меньше съели. Нож втыкали в пустую дежу, после того, как месили тесто для свадебного каравая.
Булавка - от сглаза.
Веник из полыни - от нечистых.
Веник ставят ручкой вниз - от сглаза и врагов.
Два веника скрещёных у входа - от сильных недугов.
Веник ручкой вниз за порогом - запрёшь врага в доме.
Лук и чеснок в связках - от нечистых.
Василёк - символ плодородия, первый сноп всегда украшали васильковым венком.
Вышивка - женская фигура (берегиня, Макошь) охраняет семейный очаг и рукодельницу, птица несёт счастье, урожай и богатство, конь - благополучие, счастье, ромб - символ огня и жизни, цепочка ромбов - "древо жизни", символ плодородия, ромб с продлёнными концами - дом и усадьба. Узор наносили на видные части одежды.
Кукла с узором вместо лица - охранный талисман для детей. Если нечистый заглянет в лицо кукле, он испугается и больше не подойдёт к ребёнку.
Домашний оберег - лоскутное одеяло...
Вроде бы, обычная вещь, а нет - тоже оберег, и сильный, сродни оберегу куколке. Ведь лоскутные одеяла шили не из новой ткани, а из старой, ношеной одежды хозяев.
Для новорожденного шила матушка одеяло из своей одежды - и тем самым оберегала его.
Невеста приносила в дом одеяло сшитое своими собственными руками из старой одежды своих домашних - и оно защищало её, берегло в новой семье.
Свадебное одеяло (для первой брачной ночи) шили из одежды жениха и невесты - как залог их будущей счастливой жизни - и из одежды их родных - как пожелание молодым счастья и всяческих благ.
Лоскутное одеяло - мощный оберег, не выносили из дома и никогда не давали укрываться посторонним.
Даже техники лоскутного шитья - и те напоминают нам о доме, богатстве, семье.
Наиболее старая техника - когда одеяло сшивали из квадратов. Эти квадраты напоминают поля, если смотреть на них с воздуха, не правда ли? Вот название одной из техник - "бревенчатая изба". Цветные полосы начинают пришивать от центрального яркого квадратика, а называется он - "очаг". Из треугольных лоскутов собирают одеяло в техниках "мельница", "звезда". Мельница - символ изобилия, а звезда - символ надежды на лучшее.
Angelina- Сообщения : 7410
Дата регистрации : 2015-08-15
Возраст : 48
Похожие темы
» Славянские заговоры
» Славянские обереги по дате рождения
» Если в доме появились призраки, привидения или шумные духи
» Славянские агмы - Магические фразы, которые помогут влиять на сознание людей и управлять ими
» Обряд на восстановления мира в доме
» Славянские обереги по дате рождения
» Если в доме появились призраки, привидения или шумные духи
» Славянские агмы - Магические фразы, которые помогут влиять на сознание людей и управлять ими
» Обряд на восстановления мира в доме
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 7:14 am автор Angelina
» Астрологический Тибетский гороскоп по дням
Сегодня в 6:51 am автор Angelina
» НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ на каждый день
Вчера в 9:36 am автор Angelina
» Гороскоп на ДЕКАБРЬ 2024 года
Вчера в 9:17 am автор Angelina
» Лунный календарь стрижки волос на ДЕКАБРЬ 2024 года
Вчера в 9:06 am автор Angelina
» 4 самых Опасных дня в ДЕКАБРЯ 2024 года
Вчера в 8:52 am автор Angelina
» Дни Силы в ДЕКАБРЕ 2024 года
Вчера в 8:34 am автор Angelina
» Денежная Мантра
Сб Ноя 23, 2024 8:38 am автор Angelina
» «Роза успеха»
Сб Ноя 23, 2024 8:20 am автор Angelina