"Царские" травы. И золото в руках незнающего грязь
Страница 1 из 1
"Царские" травы. И золото в руках незнающего грязь
На основе материалов А.Б. Ипполитовой (кандидат исторических наук, исследователь фольклора славянских народов)
В 25 изученных списках травников, а также в материалах И.Е. Забелина было выявлено 11 растений, названия которых во всех или отдельных вариантах связаны со словом "царь".
По своей структуре "царские" фитонимы травников можно разделить на два типа:
1. слово "царь" + имя собственное (вторая часть может отсутствовать);
2. 2. прилагательные "царский", "царев" + существительное.
Приведем их перечень (в скобках приводятся варианты названий "царских" трав в отдельных списках, здесь же помещаются и другие, "нецарские" названия каждого растения, если они имеются):
1. царь Иван (царь Иван); цветок Иван-да-марья, магический союз огня и воды.
2. царь Мурат (царь Мурат, Мурат царь, царь Мурам, царь Марун (также мордвинъник и татарин), царь Самурам, царь Сумарам); Это чертополох.
3. царь Сим (царь Сим, сим, царь Сим или Сил, царь Сам или Сил, царь Архилин (также халим), намлисей); есть и другой петров крест, цветом желта, а растет высокая. Давать ту траву коням, прикладывать к ранам сеченым с подорожником вместе — поможет. Растет же у рек на болотинах. Это горечавка желтая.
4. царь Симан (иван, кар ивн, царь Симан, царь); Плакун растет по лугам и по рекам подле болот в один, два, три, четыре и пять стеблей, высотой с аршин и ниже. Годится к делу лишь корень, копать его 1 августа на заходе солнца. Годится чистой держать в избе или с собою в пути носить, тогда не коснется нечистый дух; с этим корнем собирать все травы — пусть будет при тебе; если нет его при себе, так хоть приложи потом к этому корню траву — и получит любая трава свою силу.
5. архилин (царь Архангел, аралик, архалим (также хралин), архилин, архилим, архарик, архалин, архитриклин, ахалин (в списке БАН 45.8.175 также арапин), карло, халим). Архилин применяют для амулетов для защиты от тёмных духов, а отвар из стеблей помогает при головных болях. Она растет при больших реках и вообще охраняет от порчи и дурного глаза. Эта трава – Петров Крест.
6. царем царь (царь или царем царь); содержит силы Марса, Солнца и Юпитера. Девясил используется в различных зельях, придающих силу, повышающих выносливость. Амулет из девясила, носимый на шее или в кармане, способен защитить дом от злых чар, от некоторых видов нечестии (от тех, которые питаются выбросами энергии, страха). Также такой амулет приносит удачу, оберегает от болезни.
7. царские очи (очи царския, царевы очи, царские очи, царския очи, царстии очи, царьския очи, царь Аросалим, кудри); царево око в сербохорватском языке относится к растениям Coreopsis grandiflora, Coreopsis tinctoria, Geranium pyrenaicum, Viola hortensis, царско око - к Coreopsis tinctoria и Geranium molle.
8. царевы очи (очи царевы, цареви очи, царевы очи); Царевы очи - камнеломка болотная Saxifraga hirculus
9. царския кудри (царския кудри); лилия кудреватая Lilium martagon (лесная лилия). в Каргополье в обрядовых целях использовали растение трясунку среднюю Briza media L., которое в некоторых селениях района носит название царски кудри. Им вместе с можжевельником парили подойники, чтобы были хорошее молоко и сметана, кропили с его помощью святой водой в доме, хлевах, на иконы и в колодцы, а также на умерших, ставили к иконам и т.п.
10. царской двор (царской двор); Я думаю, это кувшинка водяная. Союз земли и воды. В народе называется Одолень-трава, считалась защитой и помощницей в дальних путешествиях. Для этого нужно было взять с собой кусочек корня кувшинки в ладанке.
11. осот (царев страх). В мифологии древних славян есть указание на то, что именно из этой травы ведьмы готовили отвар для полетов, а простые люди пытались стать богатыми, выпивая волшебный напиток из трилича. Впрочем, простые люди чаще всего пили отвары и настойки из этого растения прежде всего для того, чтобы побороть какую-то болезнь или вредную привычку.
Высокий статус растения в травниках может быть подчеркнут, когда растение именуется "царем" или "матерью" всем травам, а также "святым. В фитонимах, происходящих от слов царь, князь, боярин актуализируются значения 'красивый', 'лучший среди остальных', 'сильнодействующий'.
Само слово "царь" в Древней Руси выступало как сакральное, "воспринималось, как одно из божественных имен - наименование человека (растения, животного, духа) «царем" в принципе могло приобретать в этих условиях мистический смысл". Характерный для "царских" растений мотив множественности цветов, листьев, побегов. В то же время, здесь может играть роль и связь слова "царь" с понятиями богатства, изобилия. Ср. в современной лексике говоров Русского Севера: царёк 'зажиточный человек'; царство 'счастье', 'хорошая жизнь'.
Функции "царских" растений в травниках.
1. Универсальные функции.
Возможность использования растения в любых целях его владельца. При этом растение может наделяться только одной этой функцией (кликун), или же эта функция открывает или замыкает ряд прочих (царь Сим, царь Симан). "А силу она в себе имеет такову: к чему хошь, к тому и годна" (кликун). "И та трава велми силна ко всему" (царь Сим). "Та трава угодна ко всяким вещам и ко всяким болезням" (царь Симан). Несколько перефразируя указанные тексты, можно сказать, что эти растения являются самыми сильными, именно поэтому они и могут быть использованы в любых целях.
2. Лечебные функции
сам характер болезней, на которые направлены лечебные свойства "царских" трав. Это заболевания, воспринимаемые традицией как особо тяжелые, неизлечимые, в некоторых случаях демонологической природы, требующие магического вмешательства.
Действие значительной группы растений связывалось с лечением психических заболеваний. Так, царь Симан должен был помочь тем, у кого "ум рушится", царь Сим, царь Мурат, архилин - вылечить черную болезнь (т.е. эпилепсию). Женскую истерию, известную в народе как кликушество, согласно травникам, должно было вылечить растение царь Иван.
Застарелую порчу - исцелял архилин. Давнюю глухоту рекомендовалось лечить травой царь Симан. Магическая особенность заживить любую рану за три дня приписывалась адамовой главе.
3. Функции социальной направленности.
Применялись для обретения социального успеха (расположение окружающих, начальства, судей и проч., а также обереги от злых людей, колдунов, еретиков и нечистой силы) тесно переплетается, с одной стороны, с любовной магией (например, удачная женитьба), а с другой - с воинскими оберегами и мотивом бесстрашия.
"А цвет ея угоден носить на главе - и тот человек достоин будет всякой чести и почтен будет везде, по том трава именуется царь" (адамова глава).
В заговоре на власть из следственного дела 1732 г. имяреку должны кланяться все власти, как кланяются травы царю трав: "И как царю травы все травы покланяются, и повиноваютца, и постилаютца, и також бы мне, рабу Божию имрак, покланялися, и повиновалися, и постилалися всякия власти и государевы началныя люди имроку на дороги и пути, и на всяком месте, и седя в государевой судебны палаты, по вся дни, по вся нощы и по вся часы и по всю дватцать четыре часа. Аминь".
"Есть трава царскои двор, корень - человек на коне, у него на правои руке копье. Та трава добра к людем" (царской двор).
"Есть трава асотр <…> ту траву носить при себе, где поидешь, много добра приобрящещь, от людеи честь будет и во всяких ремеслах поидешь, Бог, с великою честию взнесется тот человек на земли" (осот).
"Царския кудри <…> А кто ее носит, то всеми любим бывает и чин пожелаешь, то по прозбе все получить может" (царские кудри).
Трава царския очи, <…> на бои поидешь, Бог хранит от напрасныя смерти; на суд поидешь, супостата одолеешь. И в путь добро с нею итти или в пир, честен будешь" (царские очи)
Есть трава царевы очи <…> и на суд возми с собою - не осужден будешь, или в путь идучи на который помысл, возми с собою, вельми добра. Аще который человек хощет в пир идти, не боится еретика; а кто хощет жениться, держи при себе, ласковое житие будет" (царевы очи).
Есть трава Царь Сим <…> Та же трава угодна - корень ея, ходить с нею в воду и мелницы ставить, плотником - церкви сооружать, и кто ходит высоко, а кажетса на земли, и страху нет. Та же трава добра, хто хочет на бой ехать, возьми с собою корень тое травы и потри саблю свою, и пищаль, и стрелы - и ты сам будешь полковник, и всех обладаешь. Добро ея держать царю, и князю, и купчине - его же учнут боятися вси орды и земли" (царь Сим).
4. Группа не поддающаяся определенной классификации.
В травниках подобные функции могут быть направлены на вод скота, пчел, оберег их от болезней и нечистой силы.
"Трава Мурат-царь <…> Угодна держать в домах и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый дух отнюдь не коснется человеком и скоту. От черной болезни добра" (царь Мурат).
"Есть трава царевы очи <…> И та трава добра держать в дому к животу и скотом и человеком велми ползует <…> Она ж добра пчелы окуривать" (царевы очи).
"Есть трава на земли именем архилим <…> А корень ея добр: у которыя жены детей нет, и ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети" (архилин).
"Трава адамлева глава <…> А корень ее давать женам, кои детей не родят - будут дети: прежде дочь, потом и сын" (адамова глава 1).
"Есть трава царь Аросалим <…> Или похощешь птиц ловить или зверей, носи при себе траву и уловишь много" (царские очи).
"Царев страх <…> Пригодна естьли станешь что торговать, то держи ея при себе, то щастие великое иметь будешь в торгу, где бы ты ни был, то въ[сюду] добро будет" (осот).
P.S. Магия трав, приготовление отваров и снадобий, магическая практика применения – все это требует вдумчивой, кропотливой работы и наличие обширного багажа знаний.
В 25 изученных списках травников, а также в материалах И.Е. Забелина было выявлено 11 растений, названия которых во всех или отдельных вариантах связаны со словом "царь".
По своей структуре "царские" фитонимы травников можно разделить на два типа:
1. слово "царь" + имя собственное (вторая часть может отсутствовать);
2. 2. прилагательные "царский", "царев" + существительное.
Приведем их перечень (в скобках приводятся варианты названий "царских" трав в отдельных списках, здесь же помещаются и другие, "нецарские" названия каждого растения, если они имеются):
1. царь Иван (царь Иван); цветок Иван-да-марья, магический союз огня и воды.
2. царь Мурат (царь Мурат, Мурат царь, царь Мурам, царь Марун (также мордвинъник и татарин), царь Самурам, царь Сумарам); Это чертополох.
3. царь Сим (царь Сим, сим, царь Сим или Сил, царь Сам или Сил, царь Архилин (также халим), намлисей); есть и другой петров крест, цветом желта, а растет высокая. Давать ту траву коням, прикладывать к ранам сеченым с подорожником вместе — поможет. Растет же у рек на болотинах. Это горечавка желтая.
4. царь Симан (иван, кар ивн, царь Симан, царь); Плакун растет по лугам и по рекам подле болот в один, два, три, четыре и пять стеблей, высотой с аршин и ниже. Годится к делу лишь корень, копать его 1 августа на заходе солнца. Годится чистой держать в избе или с собою в пути носить, тогда не коснется нечистый дух; с этим корнем собирать все травы — пусть будет при тебе; если нет его при себе, так хоть приложи потом к этому корню траву — и получит любая трава свою силу.
5. архилин (царь Архангел, аралик, архалим (также хралин), архилин, архилим, архарик, архалин, архитриклин, ахалин (в списке БАН 45.8.175 также арапин), карло, халим). Архилин применяют для амулетов для защиты от тёмных духов, а отвар из стеблей помогает при головных болях. Она растет при больших реках и вообще охраняет от порчи и дурного глаза. Эта трава – Петров Крест.
6. царем царь (царь или царем царь); содержит силы Марса, Солнца и Юпитера. Девясил используется в различных зельях, придающих силу, повышающих выносливость. Амулет из девясила, носимый на шее или в кармане, способен защитить дом от злых чар, от некоторых видов нечестии (от тех, которые питаются выбросами энергии, страха). Также такой амулет приносит удачу, оберегает от болезни.
7. царские очи (очи царския, царевы очи, царские очи, царския очи, царстии очи, царьския очи, царь Аросалим, кудри); царево око в сербохорватском языке относится к растениям Coreopsis grandiflora, Coreopsis tinctoria, Geranium pyrenaicum, Viola hortensis, царско око - к Coreopsis tinctoria и Geranium molle.
8. царевы очи (очи царевы, цареви очи, царевы очи); Царевы очи - камнеломка болотная Saxifraga hirculus
9. царския кудри (царския кудри); лилия кудреватая Lilium martagon (лесная лилия). в Каргополье в обрядовых целях использовали растение трясунку среднюю Briza media L., которое в некоторых селениях района носит название царски кудри. Им вместе с можжевельником парили подойники, чтобы были хорошее молоко и сметана, кропили с его помощью святой водой в доме, хлевах, на иконы и в колодцы, а также на умерших, ставили к иконам и т.п.
10. царской двор (царской двор); Я думаю, это кувшинка водяная. Союз земли и воды. В народе называется Одолень-трава, считалась защитой и помощницей в дальних путешествиях. Для этого нужно было взять с собой кусочек корня кувшинки в ладанке.
11. осот (царев страх). В мифологии древних славян есть указание на то, что именно из этой травы ведьмы готовили отвар для полетов, а простые люди пытались стать богатыми, выпивая волшебный напиток из трилича. Впрочем, простые люди чаще всего пили отвары и настойки из этого растения прежде всего для того, чтобы побороть какую-то болезнь или вредную привычку.
Высокий статус растения в травниках может быть подчеркнут, когда растение именуется "царем" или "матерью" всем травам, а также "святым. В фитонимах, происходящих от слов царь, князь, боярин актуализируются значения 'красивый', 'лучший среди остальных', 'сильнодействующий'.
Само слово "царь" в Древней Руси выступало как сакральное, "воспринималось, как одно из божественных имен - наименование человека (растения, животного, духа) «царем" в принципе могло приобретать в этих условиях мистический смысл". Характерный для "царских" растений мотив множественности цветов, листьев, побегов. В то же время, здесь может играть роль и связь слова "царь" с понятиями богатства, изобилия. Ср. в современной лексике говоров Русского Севера: царёк 'зажиточный человек'; царство 'счастье', 'хорошая жизнь'.
Функции "царских" растений в травниках.
1. Универсальные функции.
Возможность использования растения в любых целях его владельца. При этом растение может наделяться только одной этой функцией (кликун), или же эта функция открывает или замыкает ряд прочих (царь Сим, царь Симан). "А силу она в себе имеет такову: к чему хошь, к тому и годна" (кликун). "И та трава велми силна ко всему" (царь Сим). "Та трава угодна ко всяким вещам и ко всяким болезням" (царь Симан). Несколько перефразируя указанные тексты, можно сказать, что эти растения являются самыми сильными, именно поэтому они и могут быть использованы в любых целях.
2. Лечебные функции
сам характер болезней, на которые направлены лечебные свойства "царских" трав. Это заболевания, воспринимаемые традицией как особо тяжелые, неизлечимые, в некоторых случаях демонологической природы, требующие магического вмешательства.
Действие значительной группы растений связывалось с лечением психических заболеваний. Так, царь Симан должен был помочь тем, у кого "ум рушится", царь Сим, царь Мурат, архилин - вылечить черную болезнь (т.е. эпилепсию). Женскую истерию, известную в народе как кликушество, согласно травникам, должно было вылечить растение царь Иван.
Застарелую порчу - исцелял архилин. Давнюю глухоту рекомендовалось лечить травой царь Симан. Магическая особенность заживить любую рану за три дня приписывалась адамовой главе.
3. Функции социальной направленности.
Применялись для обретения социального успеха (расположение окружающих, начальства, судей и проч., а также обереги от злых людей, колдунов, еретиков и нечистой силы) тесно переплетается, с одной стороны, с любовной магией (например, удачная женитьба), а с другой - с воинскими оберегами и мотивом бесстрашия.
"А цвет ея угоден носить на главе - и тот человек достоин будет всякой чести и почтен будет везде, по том трава именуется царь" (адамова глава).
В заговоре на власть из следственного дела 1732 г. имяреку должны кланяться все власти, как кланяются травы царю трав: "И как царю травы все травы покланяются, и повиноваютца, и постилаютца, и також бы мне, рабу Божию имрак, покланялися, и повиновалися, и постилалися всякия власти и государевы началныя люди имроку на дороги и пути, и на всяком месте, и седя в государевой судебны палаты, по вся дни, по вся нощы и по вся часы и по всю дватцать четыре часа. Аминь".
"Есть трава царскои двор, корень - человек на коне, у него на правои руке копье. Та трава добра к людем" (царской двор).
"Есть трава асотр <…> ту траву носить при себе, где поидешь, много добра приобрящещь, от людеи честь будет и во всяких ремеслах поидешь, Бог, с великою честию взнесется тот человек на земли" (осот).
"Царския кудри <…> А кто ее носит, то всеми любим бывает и чин пожелаешь, то по прозбе все получить может" (царские кудри).
Трава царския очи, <…> на бои поидешь, Бог хранит от напрасныя смерти; на суд поидешь, супостата одолеешь. И в путь добро с нею итти или в пир, честен будешь" (царские очи)
Есть трава царевы очи <…> и на суд возми с собою - не осужден будешь, или в путь идучи на который помысл, возми с собою, вельми добра. Аще который человек хощет в пир идти, не боится еретика; а кто хощет жениться, держи при себе, ласковое житие будет" (царевы очи).
Есть трава Царь Сим <…> Та же трава угодна - корень ея, ходить с нею в воду и мелницы ставить, плотником - церкви сооружать, и кто ходит высоко, а кажетса на земли, и страху нет. Та же трава добра, хто хочет на бой ехать, возьми с собою корень тое травы и потри саблю свою, и пищаль, и стрелы - и ты сам будешь полковник, и всех обладаешь. Добро ея держать царю, и князю, и купчине - его же учнут боятися вси орды и земли" (царь Сим).
4. Группа не поддающаяся определенной классификации.
В травниках подобные функции могут быть направлены на вод скота, пчел, оберег их от болезней и нечистой силы.
"Трава Мурат-царь <…> Угодна держать в домах и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый дух отнюдь не коснется человеком и скоту. От черной болезни добра" (царь Мурат).
"Есть трава царевы очи <…> И та трава добра держать в дому к животу и скотом и человеком велми ползует <…> Она ж добра пчелы окуривать" (царевы очи).
"Есть трава на земли именем архилим <…> А корень ея добр: у которыя жены детей нет, и ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети" (архилин).
"Трава адамлева глава <…> А корень ее давать женам, кои детей не родят - будут дети: прежде дочь, потом и сын" (адамова глава 1).
"Есть трава царь Аросалим <…> Или похощешь птиц ловить или зверей, носи при себе траву и уловишь много" (царские очи).
"Царев страх <…> Пригодна естьли станешь что торговать, то держи ея при себе, то щастие великое иметь будешь в торгу, где бы ты ни был, то въ[сюду] добро будет" (осот).
P.S. Магия трав, приготовление отваров и снадобий, магическая практика применения – все это требует вдумчивой, кропотливой работы и наличие обширного багажа знаний.
Angelina- Сообщения : 7410
Дата регистрации : 2015-08-15
Возраст : 48
Похожие темы
» Травы экзорцизма
» Как ты думаешь, почему рядом с нищетой всегда грязь?
» Травы, масла и колдовство
» Сила РОДа в руках Женщины
» Антидемонические травы. Окуривание
» Как ты думаешь, почему рядом с нищетой всегда грязь?
» Травы, масла и колдовство
» Сила РОДа в руках Женщины
» Антидемонические травы. Окуривание
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вчера в 7:14 am автор Angelina
» Астрологический Тибетский гороскоп по дням
Вчера в 6:51 am автор Angelina
» НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ на каждый день
Вс Ноя 24, 2024 9:36 am автор Angelina
» Гороскоп на ДЕКАБРЬ 2024 года
Вс Ноя 24, 2024 9:17 am автор Angelina
» Лунный календарь стрижки волос на ДЕКАБРЬ 2024 года
Вс Ноя 24, 2024 9:06 am автор Angelina
» 4 самых Опасных дня в ДЕКАБРЯ 2024 года
Вс Ноя 24, 2024 8:52 am автор Angelina
» Дни Силы в ДЕКАБРЕ 2024 года
Вс Ноя 24, 2024 8:34 am автор Angelina
» Денежная Мантра
Сб Ноя 23, 2024 8:38 am автор Angelina
» «Роза успеха»
Сб Ноя 23, 2024 8:20 am автор Angelina